В век цифровых технологий внимание привлекают вещи, изготовленные людьми, а не машинами: керамика, демонстрирующая ремесленное происхождение, становится лучшим выбором. Новых горожан волнуют тактильность и «несовершенная красота» — предмет, при взгляде на который очевидно: он сделан вручную.
В моду вошла керамика кинцуги — она воспроизводит или имитирует старинную японскую технологию реставрации посуды, «искусство золотого шва». Осколки склеивают при помощи лака уруси, смешанного с платиновым, золотым или серебряным порошком. Бережное отношение и продление жизни вещей всегда было свойственно японской культуре, но у кинцуги есть и философская основа: трещины — неотъемлемая частью истории объекта, а потому не заслуживают забвения и тем более маскировки. Осознанное потребление — этот тренд применим не только к одежде или мебели, но и к посуде. Кензо Такада использовал технику кинцуги в вещах своего нового home & lifestyle бренда K-3: «Это мой ответ на культуру одноразовых вещей», — говорит японский модельер.
Кинцуги вдохновляет дизайнеров интерьера. Они дополняют штукатурку цвета глины золотыми «трещинами», формируют темно-серые «вены», разбегающиеся по полу — как это сделали бразильцы из MNMA Studio. Признаки старения не замаскированы, а эффектно выявлены — этот принцип в реставрации старых зданий применяют архитекторы.
Запрос на экологичный интерьер заставил обратиться к необычным материалам. Бумага — едва ли не первая в этом списке: сегодня из нее изготавливают модные светильники, мебель и даже отделочную плитку. То, что кажется новшеством для европейцев, давно живет в японском интерьере.
Масштабный продукт с применением бумаги — системы Wood&Washi, которые в России реализует design büro Concept M. Системы воплощают актуальный тренд Technokraft: создаются на базе японских ремесленных техник изготовления бумаги и передовых голландских технологий. Аналогов этому продукту нет.
Три вида японской бумаги, изготавливаемые в трех разных префектурах, сегодня внесены в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Сырьем для бумаги Washi служит волокно коры кустарников кодзо, мицумата и гампи, которые трудно культивируются на плантацияx, и в основном растут в дикой природе. Это из их длинных волокон получают прочную, глянцевитую бумагу, при изготовлении которой не применяются отбеливатели и прочие химикаты. Поэтому бумага Washi не желтеет на солнце, а наоборот, под воздействием ультрафиолета становится белее.
Изначально бумага Washi предназначалась для каллиграфии, но затем сфера ее применения расширилась. Из нее делали и делают до сих пор передвижные перегородки сёдзи, едва ли не самую характерную деталь японского интерьера. Именно сёдзи вдохновили разработчиков Wood&Washi на изготовление систем.
Полотна из японской бумаги доступны в четырех вариациях: рулонные, панельные, баннерные, а также система Flow. Системы Wood&Washi — удачная альтернатива тяжелым портьерам или тюлю: они позволяют максимально открыть оконные проемы, привнести в интерьер свет и воздух, а если необходимо — надежно защитить внутреннее пространство от солнца.